Стиль семьи Ян: Секретные техники Тайцзи цюань

Чтобы обеспечить сохранность семейных секретов тайцзи цюань, эта тайная традиция передавалась только сыновьям, из-за клятвы повиновения мужу. В те времена традиция предписывала определенные правила, которые были очень строги до XX века, и дочери перед свадьбой должны были дать обещание во всем и полностью повиноваться супругу.

Великий мастер тайцзи нашей эпохи Ян Шоучэун (1909-1984) нарушил эту традицию, научив тайцзи всех своих дочерей, некоторые из которых и сейчас преподают это искусство в Гонконге. Именно там после вынужденной ссылки из Китая в 1949 году жил великий мастер.

Танцы тайцзи

Семья Ян в своем кругу называла публичные формы «танцем тайцзи». Существует несколько систем так называемого тайцзицюань, которому учат в наши дни. Они произошли как раз из этих публичных форм.

Стиль семьи Ян. Из цикла: Секретные техники Тайцзи цюань - Основатель стиля Ян Тайцзи цюань — Ян Лучань
Основатель стиля Ян Тайцзи цюань Ян Лучань. Источник: wikimedia.com

Ни маньчжурский император, ни его приближенные не могли узнать внутренних аспектов, в основном потому, что в нэй кун ученику необходимы точные инструкции. Ян Лучань преобразовал формы тайцзи семьи Чэнь, оставив за рамками акробатику, перемены скорости и штампующие удары, чем характеризовался более ранний стиль.

Таким образом он превратил практику в мягкий, плавный поток движений, вводя более естественные принципы инь и ян. Стиль Ян разрабатывался с упором на внутренние аспекты, с использованием «духа» или сознания для контроля перемещения ци в противовес физическому уклону, направленному на применение силы, чтобы заставить тело двигаться. Отсюда вытекает еще одна поговорка тайцзи, гласящая:

Дух движет ци, которая движет тело

От отца к сыну

Ян обучил искусству всех сыновей. Из них самым прославленным был средний — Ян Цзяньхоу (1839-1917). Он стал дворянином и ученым и еще раз пересмотрел формы. Цзянь Хоу известен своей техникой «приклеивающихся рук». Он мог неуклонно следовать за движением противника, не теряя соприкосновения, а его почувствовать было невозможно. Его необыкновенный дар хорошо демонстрирует следующий случай.

Местный знаток кунгфу занял у состоятельного Ян Цзяньхоу денег и однажды пришел с просьбой отложить срок уплаты. Будучи одинаково щедрым и шутливым, Ян предложил ему альтернативный способ уладить проблему и погасить огромную сумму вызовом. Долг, обещал он, будет аннулирован, если должник сумеет стряхнуть со своего плеча руку мастера тайцзи.

Мастер кунфу с радостью согласился, и они забрались на крышу, выходящую на его двор. Он встал на краю крыши впереди, а Ян занял позицию позади него, совершенно неощутимо положив руку на плечо должника. Вместо того чтобы прямо спрыгнуть с крыши вниз, как ожидалось, должник сделал в воздухе сложнейший кульбит, приземлившись точно на ноги в своем дворе. Думая, что оставил соперника на крыше мастер кунфу оглянулся с самодовольным видом. К его величайшему удивлению Ян стоял позади точно так же, как и на крыше, все еще касаясь правой рукой его плеча в том же самом месте.

Модификация

Один из сыновей Ян Цзяньхоу — Ян Чэньфу (1883-1936) прославился на рубеже XIX-XX веков как чемпион тайцзи. Он тоже модифицировал формы в тот стиль, который теперь называют «изначальной формой Ян», и в нем представлены оба аспекта -как «публичный», так и «семейный». Он понял, что к началу XX века с общим внедрением на территорию Китая огнестрельного оружия тайцзи утратило свои боевые преимущества.

Критически рассмотрев проблему, Ян Чэньфу двинулся на юг, продолжая преподавать внешний аспект тайцзи, но уже более широкому кругу учеников. Его целью было помочь обрести здоровье как можно большему количеству людей. Это было его противодействием тому, что он наблюдал в Китае, — обнищанию и распространению заболеваний среди народа.

Так было положено начало тайцзицюань как целительному искусству, которое потихоньку распространилось за пределы Китая.

Переселение

В 1949 году с приходом к власти коммунистов последовало массовое переселение из Китая аристократии и интеллигенции. Эти ссылки коснулись и семьи Ян. Каким бы двуличным ни было их служение при дворе императора, коммунистической фракцией они все-таки относились к дворянскому сословию. Пятно аристократизма породило преследование многих членов семьи, заставив покинуть страну во время революционных переворотов середины XX века.

Когда революция достигла апогея, старший сын Ян Чэньфу — Ян Шоучеун (1909-1984) — переехал из Пекина в Гонконг, где скромно жил до конца своих дней. Он провел жизнь в обучении избранных учеников, включая мастера Чу Кинхуна, своего третьего сына, взятого им на воспитание. В 1978 году мне посчастливилось встретиться в Англии с мастером Чу, а затем и учиться у него более восьми лет.

Автор: Александр Буран, «Стиль семьи Ян»


Поделиться:

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.