В пятом веке буддизм проникает в Китай. Легендарный Бодхидхарма завtз новые техники медитации под общим названием «дхьяна». Этот философский термин в Поднебесной в дальнейшем переименовали в «чань», а в Японии он преобразовался в «дзэн». Что такое Дзэн-буддизм?
В Китае буддизм принял своеобразные черты, смешавшись с даосизмом. Многие востоковеды и синологи считают, что «чань» перенял больше от даосизма, чем от индийского буддизма. Во всяком случае, некоторые патриархи чань-буддизма называли своих учеников даосами. Например, знаменитый Линь-цзи обращался так к своим слушателям.
Теория просветления
Дзэн-буддизм развил теорию мгновенного просветления, согласно которой высшее состояние можно обрести не в результате чтения священных книг или духовно-нравственного совершенствования, но внезапно, как следствие парадоксального видения и озарения. Дзэн стремится выбить сознание из шаблонных рамок. Для этого монахи используют коаны (непонятные, парадоксальные фразы) и различные методы концентрации.
Сидячая медитация
Дзадзэн — простое сидение, одна из таких методик. Практикующий сидит лицом к стене, ни о чем не думая и ничего не стараясь достичь. В этой практике заключается суть дзэн. Стремление к просветлению является заключительным препятствием его достижения. Поэтому дзэн-буддисты устраивали символическое сожжения священных текстов, а Линьцзи призывал «убивать» патриархов и самого Будду.
Влияние Дзэн на культуру
Дзэн-буддизм повлиял на все стороны китайской и японской культуры. Он отразился в поэзии, живописи, каллиграфии, театре и боевых искусствах. Многие великие подвижники дзэн были талантливыми поэтами, например Догэн.
Эстетические каноны Японии происходят из мировоззрения дзэн. Садовое искусство Японии, чайная церемония и даже игра на флейте сякухати — все это составляет часть духовных практик дзэн-буддизма.
Согласно философии дзэн для достижения высшего состояния необязательно удаляться от мирских дел. Достаточно предельной концентрации внимания. Результатом сосредоточения должно стать сатори — вспышка истинного видения. Затем сатори становится непрерывным и адепт достигает нирваны.
Но парадокс дзэн состоит в том, что это поступательное движение ложно, ведь само ожидание, само мышление в категориях временного континуума — есть препятствие на «пути» к сатори, т.е. к истинному просветлению.